Вы здесь
Без краски
Александре Орион (Alexandre Orion)
Подавляющие большинство произведений уличного искусства сегодня создаётся при помощи аэрозоля или фасадной краски. Кроме того, огромный пласт стрит-арта составляют плакаты, наклейки и разнообразные инсталляции. Но речь пойдет не о них. Не всех художников устраивают возможности краски и они ищут нестандартные способы наносить рисунки на стены и дороги. Методы, описанные в статье, могут использовать все, кто увлекается уличным искусством — они незатратны, и их можно легко воспроизвести в домашних условиях. Большинство методов связаны с трафаретами, по которым в той или иной форме изображение наносится на поверхность. Приятно, что в списке художников есть и авторы из России.
Удаление грязи
Александре Орион (Alexandre Orion)
Идея данного метода заключается в том, чтобы создавать изображение, удаляя с поверхности грязь. Рисунки и надписи делаются по-разному: кто-то «рисует» с помощью специального моечного аппарата, который струей воды под высоким давлением промывает камни мостовой или поверхность стены по заданному трафарету, а кто-то создает изображения от руки с помощью обычных моющих средств, металлических щеток, тряпок или кистей.
Одним из популяризаторов этой необычной идеи является английский художник Пол Кёртис (Paul Curtis), известный под псевдонимом Мууз (Moose). В качестве первого полотна он использовал стены тоннеля Broadway в Сан-Франциско. Это – важнейшая транспортная артерия в самом центре города, которая ежедневно пропускает более двадцати тысяч легковых машин, грузовиков и мотоциклов. Не удивительно, что при таком потоке транспорта стены тоннеля покрыты толстым слоем грязи и копоти. Именно их удалением и занялся художник, использовав для этого мойку высокого давления и плотные трафареты из картона. На следующее утро жители города увидели на стенах тоннеля силуэты деревьев, домов, животных и людей.
В похожей технике создают свои произведения бразилец Александре Орион (Alexandre Orion), канадская художница Тесс Якубек (Tess Jakubec) и уличный художник из Техаса Скотт Вэйдс (Scott Wades), который рисует кистями на грязных стеклах автомобилей. Очень эффектно выглядела акция Ориона, за одну ночь заполнившего стены автомобильного тоннеля в Сан-Паулу огромным количеством стилизованных изображений черепов.
Рисование грязью
© Слава Птрк и Владимир Абих
Технологию, являющуюся полной противоположностью предыдущей, придумали для своего социального проекта художники из Екатеринбурга, Слава Птрк и Владимир Абих. «Мы не рисуем лица бездомных, мы даем городу инструменты для их создания. Портреты появляются естественным образом, рисуются самим городом: его уличной грязью, летящей из-под колес проезжающих мимо машин или отпечатками ног прохожих. Через прямое воплощение образа "уличной грязи" мы хотели показать неправильность подобного восприятия бездомных и, возможно, заставить людей задуматься над изменением отношения к этим людям», — так объясняет проект «Уличная грязь» автор идеи, уличный художник Слава Птрк.
© Слава Птрк и Владимир Абих
Технология создания изображений достаточно проста: щит из ДВП красится белой акриловой краской, после чего полностью обклеивается скотчем. Далее на него с помощью проектора переносится контур будущего изображения. Те места, которые должны покрыться грязью, вырезаются, а те, которые должны быть белыми, остаются заклеенными скотчем. Таким образом, на щите появляется липкая матовая поверхность (без скотча), на которую легко оседает грязь и пыль, и глянцевая (со скотчем), с которой грязь удаляется с помощью сухой тряпки. «Мы оставляем портреты на улице, в местах большого скопления грязи и пыли. Со временем они пачкаются, и на них проявляются лица. В завершении процесса необходимо просто протереть скотч на щите сухой тряпкой – и портрет готов», — рассказывает Слава.
Цемент
Цементная работа Триттмана, 2013 г. Фото: Ilgorgo
Метод создания работ, напоминающих объёмные инсталляции, использует несколько художников из разных стран. Французский уличный художник Триттман (3ttman) начал эксперименты в этом направлении в 2009-м году, размещая на улицах Мадрида свои необычные произведения.
В России популяризатором этого вида стрит-арта является художник из Владивостока Павел Шугуров. Как и француз, свои работы он создает на предварительно нанесённом на стену цементе, вырезая изображения по сырой поверхности. Произведения Павла представляют собой персонажей в простой, примитивистской манере. Подобные проекты были реализованы им во Владивостоке и Екатеринбурге, а также последователями художника в Красноярске
Огонь
Радя
Другой интересный метод создания работ использовал еще один уличный художник из Екатеринбурга — Тимофей Радя. В 2011-м году он сделал проект «Вечный огонь»: четыре портрета погибших во Второй мировой войне, нарисованные при помощи огня. «Лица нарисованы открытым огнем — светлые участки закрывали бинтами. Снимки перенесены на основу, а разная плотность бинтов дает разные тона рисунка. После работы с огнем убираем оставшиеся бинты — все просто», — рассказывает Тимофей. Несмотря на заявленную простоту технологии, для многих до сих пор остается загадкой, как художнику удалось подчинить себе стихию и создать достаточно четкие изображения, отличающиеся портретным сходством.
Фото: Радя
В том же году Радя создал в похожей технике работу в рамках проекта «Стена» на Винзаводе. Только здесь за появление изображения отвечали не бинты, а вырезанные на картоне буквы, которые покрылись гарью от сожженных книг.
Фото: Радя
Вода
Следующая стихия, которая была использована художниками для создания произведений, – вода. Например, несколько лет назад Лондонский океанариум провел рекламную кампанию без каких-либо отрицательных последствий для города. Уникальность их рекламы состояла в том, что она была выполнена с помощью обычной морской воды. Технология похожа на описанные выше: вода распыляется ручным пульверизатором на трафарет, после чего его убирают, а на поверхности появляется рисунок. Работа, созданная водой, «живёт» очень непродолжительное время и поэтому, по мнению авторов кампании, концептуально отлично подходит для улицы с её постоянной текучестью и изменчивостью.
Выдалбливание и взрывы
Вилс (Vhils). Фото: © Луис Бальтар
Португальский уличный художник Александре Фарту, более известный как Вилз (Vhils), прославился благодаря своей нестандартной технике: он выдалбливает лица людей на стенах с помощью специальных инструментов. Португалец работает в рамках проекта Scratching the Surface (англ. 'царапая на поверхность'), который отсылает нас к технике нанесения надписей на стены и другие поверхности, активно использующиеся в том числе и в граффити. «Всё начинается с нанесения на поверхность эскиза будущего портрета с помощью проектора и аэрозольной краски. После этого в дело идут отбойные молотки, зубила, долото, — все, что нужно для удаления части поверхности таким образом, чтобы создать объем, глубину и, прежде всего, контраст», — рассказывает португалец.
Кроме того, Вилс экспериментирует с вырезанием на рекламных щитах, пенопласте, работает с деревянными и металлическими поверхностями: «Рекламные щиты разрезаются канцелярским ножом, а изображения на металлических пластинах создаются либо с помощью гравировки, либо под воздействием кислоты и ржавчины. Однажды я также сделал серию работ с применением взрывчатых веществ, но они больше работают на видео — тут наиболее важная часть работы заключается как раз в процессе ее создания», — делится художник. Узнать больше о жизни и творчестве Вилса и о смысле его работ, вы можете, прочитав нашу статью о нем.
Скотч
Пожалуй, самым старым и самым распространенным направлением в области нестандратного рисования на улице можно назвать выклеивание скотчем (tape-art). Первые рисунки в этой технике появились на улицах еще в середине восьмидесятых годов. Одним из известных современных художников, работающих со скотчем на улице, является австриец БафДис (BuffDiss). От него не отстает колллектив из Берлина под названием Klebebande, активно сотрудничающий с крупными брендами. Работы в стиле граффити скотчем создавал и берлинский райтер Поу (Paw).
© Klebebande
Также существуют команды, занимающиеся масштабными проектами с использованием скотча в общественном пространстве: например, интернациональная команда сайта Tape Art или их коллеги из Новой Зеландии — Tape Art Nz.
Работы Поу из скотча
Данное направление также активно представлено в галерейной среде. На Западе самым ярким представителем скотч-арта является Макс Зорн (Max Zorn) из Амстердама, создающий картины путем накладывая разного количества слоев коричневого упаковочного скотча на стекло. В России самым известным художником, использующим эту технику, можно назвать Николая Васильева из Санкт-Петербурга.
Растительное граффити
© Анна Гарфорт (Anna Garforth)
Растительное граффити – очень простая и эффектная техника, в которой может попробовать силы любой желающий. Одним из первых людей, освоивших данную технологию «рисования» является английская художница Анна Гарфорт (Anna Garforth). Она видит в растительном граффити необычный синтез развитой цивилизации и природы. Своими работами Анна пытается напомнить людям, как важно не забывать о мире, в котором мы живем, и, несмотря на то, что городская жизнь постоянно развивается и поглощает человека, необходимо помнить о том, что все мы — дети Природы.
Технология создания изображения следующая: текст или рисунок наносятся на стену с помощью специальной смеси и трафарета. После этого изображение нужно регулярно поливать или опрыскивать из пульверизатора, чтобы из смеси проросла зелень. Создать смесь можно самому: необходимо взять 3-4 горстки мха, 700 мл теплой воды, 2 ложки влагоудерживающего геля и 120 мл кефира. Все это взбить в блендере 3-5 минут до состояния геля. Затем следует подготовить выбранную поверхность: очистить её и покрасить. После этого на неё с помощью трафарета наносится смесь. Через некоторые время на стене появляется небольшой кусочек ровного, ярко-зеленого «газона» по заданной вами форме.
«Мы — песчинки», надпись из песка
Кроме всех вышеописанных методов, каждый из которых вырос в отдельное направление, существует множество других техник переноса изображений на стены и дороги: с помощью клей-спрея можно «рисовать» надписи или рисунки из песка, с помощью штукатурки и простейших строительных инструментов — объемные изображения, а художники, занимающиеся созданием объемных картин на асфальте, чаще всего используют мел. Пространства для экспериментов в этой сфере достаточно. Можно сказать, что многие из представленных технологий до конца не раскрыли еще свой потенциал и могут быть использованы в других проектах, с другим смыслом и в другом контексте. Главный вопрос заключается не в том, чтобы придумать нестандартный метод создания рисунка на улице или успешно использовать чужую технологию для своих целей, а в наличии желания отойти от канонов, воспитанных граффити-культурой, которые неразрывно связывают художника с баллончиком аэрозольной краски.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 1336 просмотров