Вы здесь
Os Gemeos. Бразильские близнецы
Фасад Vila Madelena, 2006 г. Фото: Flickr
Фото: The New England Journal
«Ос Жемеос» (португ. os gemeos — 'близнецы') – дуэт братьев-близнецов из Бразилии. Густаво и Отавио Пандольфо (Gustavo, Otavio Pandolfo) родились в 1974-м году в Сан-Паулу, а в 1986-м увлеклись хип-хоп культурой и граффити. Их самобытный стиль и потрясающая работоспособность с годами принесли им заслуженную славу в мире уличного и галерейного искусства, а их работы включают в себя граффити, масштабные настенные рисунки, картины на холстах, инсталляции и многое другое. Сегодня рисунки близнецов можно увидеть в Австралии, Аргентине, Германии, Греции, Испании, Португалии, США, Франции и Чили. Братья много ездят по миру и продолжают развивать свой неповторимый визуальный язык.
Увлечение граффити и стиль
Cavaleiro Marginal. Фото: Игнасио Аранович
«Нам кажется, стиль — это нечто естественное: вы рождаетесь с ним, вы можете его развивать и совершенствовать.»
Густаво и Отавио выросли в центральном районе самого большого города Южного полушария — Сан-Паулу. В 1980-е годы по Южной Америке прокатилась волна моды на хип-хоп культуру, и братья серьезно увлеклись: сначала они танцевали брейк, а потом решили попробовать свои силы в граффити. «Мы всегда любили рисовать. Это был способ выразить себя и одновременно язык общения друг с другом и с людьми, которые нас окружали», — говорит один из участников «Ос Жемеос». Сначала бразильцы пытались подражать «дикому» стилю раннего Нью-Йорка, черпая вдохновение в уже ставших культовыми фильмах и книгах, таких как «Войны стилей» (Style Wars), «Бит-стрит» (Beat Street) и «Искусство подземки» (Subway Art).
Вид Сан-Паулу на развороте книги «Os Gêmeos — Cavaleiro Marginal». Фото: Ignácio Aronovich
«Сначала мы, как и многие другие, копировали любимых художников, в том числе то, что делали наш старший брат Арнальдо и мама. Они всегда влияли на нас. Мы росли, наблюдая за братом. Кстати, он никогда не беспокоился о стиле. Нам кажется, что стиль — это нечто естественное: вы рождаетесь с ним, вы можете его развивать и совершенствовать. Смешно, когда слово «стиль» становится ограничением. Например, у вас есть стиль и ничего больше, и вы не можете выходить за рамки этого стиля, потому что из этого ничего хорошего не выйдет. Сейчас наш стиль представляет собой смесь всего, что нам нравится. Мы берем по чуть-чуть от других художников и смешиваем со своими идеями, и все это вместе рождает наш собственный неповторимый язык».
«Ос Жемеос» в молодости
Ранняя работа — подражание «дикому» стилю. Фото: Art Crimes
Кроме заимствованных элементов, братья всегда старались привносить в рисунки черты бразильской культуры: «Вдохновение очень отличается от заимствования. Плагиат — это не творчество, а вот от вдохновения наоборот много пользы», — говорят они.
Фрагмент работы «Ос Жемеос» в Нью-Йорке. Фото: Flickr
У персонажей «Ос Жемеос» обычно желтая кожа. Отавио и Густаво говорят, что такими они видят себя во снах. Граффити-шрифты братьев тоже легко узнать по цветовой гамме. «Желтый и темно-красный — наши любимые цвета. В Сан-Паулу у многих райтеров — свои ''фирменные'' цвета. Это была наша фишка, наша отличительная черта», — рассказывают они.
1993-й год стал ключевым в жизни близнецов: они познакомились с американским уличным художником Барри МакГи (Barry McGee), который на несколько месяцев приехал в Бразилию. Барри поделился с молодыми художниками опытом рисования, а также познакомил их с основателем журнала 12oz Prophet — Алленом Бенедиктом (Allen Benedikt) и Калебом Нилоном (Caleb Neelon), более известным как Соник (Sonik). Именно они в 1997-м году первыми взяли интервью у бразильских братьев, тем самым «открыв» дуэт «Ос Жемеос» мировому граффити-сообществу.
12ozProphet — один из первых сайтов, объединивший любителей граффити и уличного искусства. Сайт заработал в 1993-м году как самодельный онлайн-журнал, в котором выкладывали фотографии настенных рисунков, статьи, а также продавали краску, книги и одежду.
Рисование на поездах
Фото: Stylefile
Хотя в молодости бразильцы, скорее всего, нелегально рисовали на поездах, на протяжении последних лет они принимали участие в проектах по официальному оформлению составов. Так, в 2005-м году впервые в Бразилии художников пригласили оформить рисунками целый поезд. В проекте приняли участие «Ос Жемеос», Нина (Nina), Нунка (Nunca), Иси (Ise), Кою (Coió) и Трампу (Trampo). Расписанный поезд №124 ежедневно курсировал между Порту-Алегри и Сан-Леополду.
2005 г. Фото: Lost Art
2005 г. Фото: Lost Art
Фото: Lost Art
Последний подобный проект состоялся в 2011-м году в бразильском городе Сан-Луис, и в нем приняли участие «Ос Жемеос», Тод Джеймс (Todd James), Вино (Vino), Ремио (Remio), Иси, Кою, Нина, Тоиш (Toes), Оли (Oli) и Финок (Finok).
Расписанный состав, г. Сан-Луис, 2011 г.
Самые известные настенные рисунки
Настенный рисунок в Бостоне, 2012 г. Фото: © Джеф Харгадон (Geoff Hargadon)
Бразильцы много лет создают масштабные настенные рисунки во время фестивалей уличного искусства, в рамках подготовки к выставкам, а также по приглашению галерей и музеев. Они часто работают вместе с другими художниками и всегда изображают своих узнаваемых персонажей.
Совместная работа с Ниной и Нунком на стенах шотландского замка Кельбурн, 2007 г. Фото: Acordacasa
В 2007-м году «Ос Жемеос» вместе с соотечественниками Ниной (Nina) и Нунком (Nunca) создали огромную совместную работу на стенах шотландского замка Кельбурн XIII века. Многим проект показался неоднозначным, но то, что он был широко освещен в СМИ, несомненно.
Sixeart, JR, Faile, Os Gemeos, Nunca и Blu на фасаде галереи Tate Modern, 2008 г. Фото: Street Art Scene
В 2008-м году «Ос Жемеос» пригласили сделать настенный рисунок на стене знаменитой лондонской галереи Tate Modern. В проекте также принимали участие: итальянец Блю (Blu), коллектив Faile из США, француз Джей Ар (JR), Нунка из Сан-Паулу и Сиксеарт (Sixeart) из Барселоны. Рисунки уличных художников на стенах одной из самых известных галерей мира в глазах многих подняли стрит-арт на новый уровень и сделали его официально признанным видом искусства.
Совместно с Арисом, Польша, 2012 г. Фото: Arrested Motion
Среди самых запоминающихся настенных рисунков последних лет можно отметить работу в голландском городе Херлен, выполненную в 2008-м году; совместный рисунок с Блю (Blu) на здании в центре Лиссабона в 2011-м году; совместную работу с молодым испанцем Арисом (Aryz), созданную в Польше в 2012-м и другие масштабные произведения.
Сан-Паулу, 2007 г. Фото: © Эдуардо Ортега
Берлин, 2006 г. Фото: Everfresh Studio
Выставки
Работа для первой персональной выставки в The Luggage Store, Сан-Франциско, 2003 г.
В тот момент, когда граффити переносят в галереи и музеи, оно выпадает из контекста и становится обычным оформлением.
В 1995-м году «Ос Жемеос» приняли участие в групповой экспозиции в Музее современного искусства и звука (MIS) в Сан-Паулу, а их первая персональная выставка прошла в 2003-м году в галерее Luggage Store в Сан-Франциско. Современный рынок искусства благосклонно отнесся к работам близнецов, оценив их профессиональный подход и оригинальный стиль. После этого художники стали регулярно участвовать в персональных и групповых экспозициях по всему миру.
Открытие выставки в Сан-Франциско, 2003 г. Фото: © Luggage Store Gallery
В 2005-м году у «Ос Жемеос» состоялась выставка в знаменитой нью-йоркской галерее Deitch Projects. Для экспозиции под названием Сavaleiro Marginal (португ. 'маргинальный рыцарь') братья расписали стены галереи, создали скульптуры, инсталляции и рисунки.
Фото с выставки Cavaleiro Marginal, 2005 г. Фото: © Deitch Projects
«Ос Жемеос» часто создают инсталляции с участием своих узнаваемых персонажей. Так, надувные фигуры их желтолицых героев появлялись на фестивалях O Estrangeiro в Сан-Паулу и Back2Black Festival в Рио-де-Жанейро.
«Когда мы готовим выставку, продажа работ – последнее, о чем мы думаем».
Отавио и Густаво подходят к галерейной деятельности с размахом: готовят огромное количество работ для каждой выставки: рисунки, фотографии, инсталляции и видео. Они очень серьезно и трепетно относятся ко всем мелочам, не зависимо от количества времени и средств, которые у них есть.
Открытие персональной выставки Vertigem в Сан-Паулу, 2009 г. Фото: © Lost Art
Бразильцы стремятся создавать экспозиции, которые бы нравились совершенно разным людям, даже тем, кто никогда раньше не был в музее: «Наша вселенная постоянно расширяется, открывая новые и новые горизонты. Это — мир детских фантазий и грез. Мы хотим, чтобы человек мог полностью погрузиться в этот мир, почувствовать его всеми пятью органами чувств. Вот почему мы используем звук, свет, изображения, видео, фотографии, инсталляции и живые выступления. Когда мы готовим выставку, продажа работ – последнее, о чем мы думаем».
Выставка Fermata в Museu Vale, Сан-Паулу, 2011 г. Фото: 12ozprophet
В 2011-м году «Ос Жемеос» приняли участие в самой масштабной выставке уличного искусства, которая когда-либо проходила в галерейном пространстве. В экспозиции под названием Art in the Streets, которая состоялась в Музее современного искусства (MOCA) Лос-Анджелеса, приняли участие самые именитые представители стрит-арта: Бэнкси, Бен Эйн (Ben Eine), Шепард Фейри, Некфейс (Neckface), Кавс (Kaws), Свун ( Swoon), Ретна (Retna), Стив Пауэрс (Steve Powers), Барри МакГи (Barry McGee), Футура (Futura), Роа (Roa), Спейс Инвэйдер (Space Invader) и др.
Инсталляция для выставки Art in the Streets, 2011 г. Фото: Shower Of Kunst
Братья уверены, что все то, что выставляют в галереях, нельзя считать граффити. Для них граффити – это улица, а в тот момент, когда его «переносят» в галереи и музеи, оно выпадает из контекста и приобретает совсем другой смысл и становится обычным оформлением.
Работы с персональных выставок в Лос-Анджелесе и Бостоне, 2012 г.
Коммерческие проекты
Платок Louis Vuitton. Фото: Juxtapoz
Портрет Will.I.Am. Ф.: Arrested Motion
Периодически «Ос Жемеос» сотрудничают с известными компаниями. Их последняя коммерческая работа была сделана для французского бренда Louis Vuitton: они создали дизайн платка. До этого бразильцы сделали дизайн нескольких пар кроссовок для Nike, а также создали портрет по специальному заказу известного рэпера Уилла Ай Эм (Will.I.Am).
«Ос Джемеос» для Nike
Смысл работ и суть искусства
Фрагмент большой работы, Сан-Паулу, 2008 г. Фото: © Lost Art
«Самое главное – пробуждать в зрителе чувства.»
«Ос Жемеос» много размышляют о внутреннем мире человека и стараются отразить это в своих рисунках: «Задумайтесь о вашей внутренней реальности, обо всем фантастическом, что вас окружает. Чтобы создать волшебный мир, важна каждая мелочь. Это — волшебный мир, в котором все персонажи живут и действуют как единое целое. Это — окно в наши души, заполненное гармоничным сочетанием реальности и вымысла».
Работа на пересечении улиц Bowery и Houston, Нью-Йорк, 2009 г. Фото: Flickr
Братья признаются, что многие люди отождествляют себя с вселенной, которую они создают, и это для них очень важно: «Нам нравится дарить людям возможность войти в параллельный мир и на мгновение забыть о своих проблемах, заботах, обязанностях — просто помечтать. Самое главное в искусстве – пробуждать в зрителе чувства. Например, когда вы сталкиваетесь с чем-то, от чего у вас мурашки по коже. Это может быть картина, или песня по радио, или даже граффити на проезжающем мимо поезде. Если это находит у вас в душе отклик, значит это — настоящее искусство».
Выставка Vertigem в Рио-де-Жанейро, 2008 г. Фото: © Lost Art
«Многое не должно быть объяснено или понято. Нужно просто уметь наблюдать.»
«Ос Жемеос» пытаются не повторяться и искать новые возможности для самовыражения: «Мы хотим, чтобы все, что мы делаем, было бы исполнено на высоком уровне, будь то холст или уличный рисунок. При этом мы знаем, что персонажи и инсталляции хорошо работают в галереях и на улицах, а шрифты и теги работают только на городских стенах и поездах».
2010 г. Фото: Vandalog
«Искусство свободно, как и люди, его создающие. Средства массовой информации используют ярлыки, чтобы объяснить то, что они не могут понять.»
Деятельность бразильцев действительно очень разнообразна – от тегов и простых шрифтов в два цвета до сложных росписей на огромных фасадах и галерейных инсталляций. Темы рисунков также варьируются от семейных портретов и элементов бразильского фольклора до высказываний на актуальные социальные и политические темы. «Мы не думаем, что искусство нужно классифицировать. Мы не верим в законы и нормы. Искусство свободно, как и люди, его создающие. Средства массовой информации используют ярлыки, чтобы объяснить то, что они не могут понять. Но многое не должно быть объяснено или понято. Нужно просто уметь наблюдать», — говорят братья.
Совместно с Футурой, 2010 г. Фотографии: Unurth, Fecal Face
Вот как Отавио и Густвао определяют свою деятельность: «Мы просто ''Ос Жемеос''. Мы занимаемся тем, что нам нравится, и нам важно все, что мы делаем. Мы не причисляем себя к райтерам, уличным или галерейным художникам, потому что мы и то, и другое, и третье одновременно. Мы не можем делать одно без другого».
Нелегальное рисование
Фото: Goodfellas
«На улице есть место для каждого — просто нужно найти свое.»
«Рисуя, вы поворачиваетесь спиной к миру. Сколько времени проходит? Вы забываете обо всем, что происходит вокруг, вы сосредоточены только на своем рисунке и на поверхности, на которой его создаете. Вы поворачиваетесь спиной ко всему миру, одновременно открывая дверь в другой мир, вход в другое измерение на стене. Это и есть настоящая сила творчества», — говорят бразильцы.
Несмотря на известность и постоянные проекты, «Ос Жемеос» всегда находят время для нелегального рисования: «На улицах мы узнали нечто очень важное: здесь нельзя быть фальшивкой. Если ты врешь, твоя маска когда-нибудь спадет. Нужно быть честным с самим собой и со зрителем. Многие люди воспринимают граффити как способ заработать денег или быстро прославиться. Для нас же суть граффити — быть свободным, изменять приевшийся облик города и отлично проводить время с друзьями. И еще для нас очень важно понятие уважения. Это — фундаментальное понятие, которое нужно принять, если ты рисуешь. Мы, например, никогда не рисуем поверх работ других, не портим и не перекрываем чужие рисунки. На улице есть место для каждого — просто нужно найти свое».
«Граффити — это язык, который не каждый может понять. Улицы разговаривают. Когда весь город спит, то на улицах остаются только теги и граффити, которые, если вы видите их, разговаривают с вами. Граффити — это ключ, который открывает для вас двери города. Если у вас есть этот ключ — вы можете управлять городом, а если нет — город будет управлять вами», — считают бразильцы.
Фото: © Фернанду Гомеш
«Я буду так делать снова и снова, снова и снова, потому что только так я чувствую себя живым!»
Несмотря на всемирное признание, постоянные выставки и громкие коммерческие проекты, бразильцы до сих пор обожают граффити и, судя по их собственным словам, не намерены бросать уличное рисование: «Чтобы рисовать граффити, все, что вам нужно, это желание и мотивация, чтобы делать то, что вы хотите делать, оставлять свое имя там, где вы хотите его оставить. Знаете, когда вы действительно можете сказать, что любите граффити? Когда вы остановитесь и спросите себя: ''Черт, я мог бы быть сейчас дома, с семьей, лежать на диване и смотреть телевизор, а вместе этого я с полными пакетами краски бегу по ночному городу от полиции — что я здесь делаю? Я — здесь, потому что только так я могу делать то, что люблю? Да, черт возьми! И я буду делать так снова и снова, снова и снова, потому что только так я чувствую себя живым!''»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 2474 просмотра