Вы здесь
Vhils - создавать, разрушая
Фото: Кристи
Фото: Blogspot
Вилс (Vhils), настоящее имя которого Александре Фарто (Alexandre Farto), – уличный художник, получивший всемирную известность благодаря своей необычной технике: он «выдалбливает» рисунки на стенах, экспериментирует с рекламными щитами и пенопластом, а также работает с деревянными и металлическими поверхностями. Самые нашумевшие работы художника — проект Scratching the Surface (англ. 'царапая поверхность'), который начался в 2007-м году и продолжается и по сей день, а также визуальный ряд клипа на песню M.I.R.I.A.M. португальской лаунж-группы Orelha Negra, в котором изображения появлялись на стенах при помощи контролируемых взрывов.
© Вил
Александре родился в 1987-м году в Лиссабоне. Он закончил престижный Центральный колледж искусств и дизайна им. Святого Мартина в Лондоне (Central Saint Martins College of Arts and Design). В 2008-м году юного Вилса заметил Бэнкси и пригласил его поучаствовать в Cans Festival в Лондоне. В 2010-м году португалец принял участие в Биеннале современного искусства в Сан-Паулу и в Fame Festival в Италии, а затем создал огромный портрет в сотрудничестве с французским фотографом и уличным художником Джей Аром (JR) в центре Лос-Анджелеса. Работы Вилса выставлялись в таких известных галереях, как лондонская The Outsiders, парижская Magda Danysz Gallery, Vera Cortes Agencia de Arte в Лиссабоне, MD Gallery в Шанхае и др. Сейчас художник живет и работает в Лондоне и Лиссабоне, а также много путешествует по миру.
Рисование на поездах
«Даже если ты выиграл крысиные бега, ты все равно крыса.» Работа для выставки в Лиссабоне, 2008 г.
На увлечение Александре уличным искусством повлияли культурный контекст послереволюционной Португалии, в котором он рос, и увлечение граффити. В апреле 1974-м бескровная португальскаяРеволюция гвоздик положила конец фашистской диктатуре, которая царила в стране на протяжении практически полувека. Улицы городов захлестнули надписи, рисунки и трафареты политического и неполитического содержания. Будущего художника тогда поразил контраст между утопическими революционными рисунками и рекламой потребительских товаров, которая также начала появляться на улицах португальских городов. В те дни никто не ценил уличные рисунки, и со временем они пропали.
Фото: Ekosystem
«Мне нравилось рисовать граффити – это было куда интереснее, чем сидеть целый день дома перед телевизором.»
И все же основную роль в становлении Александре как художника сыграла граффити-культура. Именно благодаря граффити он увлекся творчеством, и у него проснулся интерес к классическому и современному искусству. «Я столкнулся с граффити, когда мне было лет десять, а серьезно увлекся в тринадцать. Мне нравилось рисовать граффити – это было куда интереснее, чем сидеть целый день дома перед телевизором, кроме того ты чувствовал свою принадлежность к сообществу таких же, как ты сам.
Майами, 2011 г. Фото: Wynwood Walls
Сначала были просто теги на пути в школу, но увлечение быстро переросло в навязчивую идею, и я начал пропускать школу, чтобы ходить рисовать на поездах. В то время я жил рядом с одной из основных пригородных железнодорожных линий Лиссабона, и в течение нескольких лет граффити стало моей жизнью: изучение депо и расписания движения поездов, планирование вылазок, одиночных и совместных, ночные рисования и т.д. Позже я начал выбираться в другие районы Лиссабона, затем — в другие города Португалии, и, наконец, стал путешествовать по Европе и рисовать на поездах», — вспоминает Вилс.
Уличное искусство и источники вдохновения
Фото: Fat Cap Live
Бум граффити в Португалии пришелся на конец девяностых годов. Улицы и поезда быстро покрывались рисунками и надписями – по сравнению с другими европейскими городами в Лиссабоне в то время рисовать было просто и безопасно. Кто-то делал трафареты, но подобный вид уличного рисования был непопулярен. Все изменилось в 2003-м году, когда в Европе случился настоящий взрыв активности уличных художников.
© Вилс
Примерно в это же время Александре начал экспериментировать с трафаретами, плакатами и наклейками. Вместе с друзьями он проводил групповые выставки. Из них вырос так называемый Visual Street Performance (англ. 'визуальное уличное представление'), которое проходило с 2004-го по 2009-й год и стало самым крупным стрит-арт и граффити событием Португалии. В 2006-м году Вилса пригласили присоединиться к арт-агентству Vera Cortês, владеющему одной из ведущих галерей современного искусства в Лиссабоне, а в следующем году художник переехал в Лондон учиться в колледже искусств.
© Вилс
Александре создавал первые уличные рисунки, вдохновляясь местными граффити-художниками Лиссабона. Некоторые из них позже стали его хорошими друзьями: Tape, Clear, Hium, Klit, Ram, Mar, Time и многие другие. И все же решающую роль в его становлении, как художника, по собственному признанию Вилса, сыграло творчество Бэнкси (Banksy). Ему нравился стиль и содержание работ британца и его смелость, страсть к новаторству и поиску новых приемов в уличном искусстве. «Он очень вдохновил меня и продолжает вдохновлять до сих пор», — говорит португалец. Также на творчество Вилса повлияли работы Гордона Матта-Кларка (Gordon Matta-Clark), Джей Ара (JR), Шепарда Фейри (Shepard Fairey), Катарины Гроссе (Katherina Grosse), Конора Харрингтона (Conor Harrington), Word 2 Mother, Нэк Фейса (Neck Face), дэута Faile, Блю (Blu), Барри МакГи (Barry McGee), Os Gemeos и др.
Работы художников, которые повлияли на Вилса
«Это своего рода более экстремальная сторона граффити, когда ты не пишешь свое имя, а вырезаешь его на поверхности стены.»
«Почти все, что я делаю сегодня, фактически родилось из моего увлечения граффити. Мне всегда нравилось работать с абразивными инструментами и материалами — это своего рода более экстремальная сторона граффити, когда ты не пишешь свое имя, а вырезаешь его на поверхности стены. Большинство людей думают о краске, когда речь заходит о граффити, но для райтера важно все, что помогает оставить свое имя в городе, будь то процарапывание, работа с кислотой, тормозной жидкостью, ацетоном и т.д.»,— говорит художник. По словам Вилса, когда он впервые начал рисовать с помощью трафаретов, то пытался придавать объем и контрастность своим работам, накладывая несколько слоев краски один на другой.
Важность контекста
«Нельзя просто взять что-то с улицы и перенести это в закрытое пространство, никак не меняя.»
По мнению португальца, искусство в закрытых помещениях является товаром, и, если музеи могут быть исключением из этого правила, то галереи всегда нацелены на продажу. «Где бы вы ни работали, на улице или в галерее, вы должны адаптировать свои работы к контексту. На улице люди проходят мимо рисунков очень быстро, и вы должны либо быть более прямолинейны, либо экспериментировать с образами и техниками, создавая что-то необычное. Нельзя просто взять что-то с улицы и перенести это в закрытое пространство, никак не меняя – работа потеряет контекст. У вас должна быть веская причина, чтобы прийти в галерею, у вас должна быть проблема или вопрос, который вы хотите задать. Вами должно двигать нечто большее, чем просто желание продать свою работу», — делится размышлениями художник.
Фото: © Ян Кокс
Сам Александре активно выставляется в галереях по всему миру, и по его произведениям видно, что переход в закрытое пространство никак не сказался на качестве работ. Скорее наоборот – арсенал используемых инструментов, материалов и техник вырос, детализация и проработка работ также увеличились. По словам известного галериста и основателя галерей Lazarides и The Outsiders Стива Лазаридеса (Steve Lazarides), Вилс в данный момент является одним из самых востребованных уличных художников на рынке искусства.
Как это делается
© Вилс
В основе деятельности португальца лежит идея обратного трафарета, базирующаяся, в свою очередь, на понятии творческого разрушения (которое он принес из классического граффити), когда удаление слоев вскрывает то, что лежит под поверхностью, символически и фактически.
Фото: Actual Colour
«Всё начинается с нанесения на поверхность эскиза будущего портрета, всегда грубого и примерного, задающего лишь общие контуры и формы работы. После этого в дело идут молотки, долото, отбойные молотки — все, что нужно, чтобы удалить часть поверхности и создать объем, глубину и контраст. Рекламные щиты разрезаются канцелярским ножом, а изображения на металлических пластинах создаются либо с помощью гравировки, либо под воздействием кислоты и ржавчины. Однажды я также сделал серию работ с применением взрывчатых веществ. Процесс часто важнее, чем результат, так как он передает большую часть сообщения, закладываемого в работу, чем финальная картинка на стене», — говорит Вилс.
Фото: Vandalog
«Распад и изменения, вызванные воздействием окружающей среды и множеством других факторов, являются важной частью моей работы.»
В зависимости от сложности, одна работа требует в среднем от трех до шести дней. На «взрывающийся» рисунок требуется как минимум месяц, а для создания работы из рекламных плакатов хватает пары часов.
«На самом деле, часть моей работы всегда остается незаконченной. Распад и изменения, вызванные воздействием окружающей среды и множеством других факторов, являются важной частью моей работы. В определенном смысле я пытаюсь "сотрудничать с природой", чтобы мы могли работать вместе, в одном направлении. Я всегда стараюсь сделать так, чтобы работа менялась со временем, будь то простой трафаретный рисунок или вырезанный на стене портрет».
Взрывающиеся изображения
Кадр из клипа
Художник признается, что процесс создания работы для видеоклипа Orelha Negra был очень сложным и длился около восьми месяцев. Было сделано несколько попыток, прежде чем команда добилась желаемого результата. Главная сложность заключалась в том, чтобы рассчитать необходимое количество взрывчатого вещества и правильно закрыть его штукатуркой, чтобы поверхность стены не разрушилась слишком сильно.
«Это — исследование хрупкости и неустойчивости культурных основ цивилизации в крупных городских центрах.»
В результате было взорвано около ста пятидесяти встроенных зарядов взрывчатого вещества по один-два грамма каждый. Работы были созданы на стенах старого военного завода Fabrica Braço de Prata в Лиссабоне, в котором в настоящее время находится культурный центр. «В предыдущих работах я стремился представлять поиск образа в слоях, удаляемых один за другим, а в этом проекте мы пошли еще дальше и использовали еще более жестокие методы для создания изображения. Можно сказать, что это — исследование хрупкости и неустойчивости культурных основ цивилизации в крупных городских центрах. Глянцевая оболочка стабильности и благополучия может быть легко взломана, в результате чего на поверхность выходят темные материи, которые в остальное время скрыты: экстремизм, социальные конфликты, ксенофобия, экономический протекционизм и многое другое», — говорит Вилс о смысле своей работы.
Культурный центр Fabrica Braço de Prata в стенах бывшего завода
Португалец рассказывает, что процесс создания настенного изображения может быть брутальным и жестоким, но результат, на его взгляд, является выразительным и поэтичным. Ведь стена — часть произведения, а не просто поверхностью для рисунка. По словам Вилса, процесс разрушения можно рассматривать как полуархеологические работы, направленные на понимание того, что лежит под поверхностью вещей, а также как доказательство того, как на самом деле эфемерно все, что нас окружает.
Работа в Москве. © Вилс
«Я никогда полностью не контролирую то, что делаю, и мне это и не нужно — я люблю неожиданный и в какой-то мере неопределенный результат. Мне интересно работать с тем, что нельзя полностью контролировать, мне нравится изучать непостоянство материи. Весь спектр человеческой деятельности был направлен на создание институциональных структур, которые выступают против изменений. Природа является полной противоположностью этого: она пребывает в постоянном состоянии трансформации, мутации, изменения. Мне интересно не только показывать это эфемерное состояние, но и его стимулировать», — говорит художник.
Герои картин
Работа в Морро-да-Провиденсия. Фото: © Луис Бальтар
«Идея состоит в том, чтобы противопоставить этих обычных людей профессиональным моделям из рекламы, с их чрезмерно отретушированной гламурной внешностью.»
«Когда я только начинал, то за основу рисунков брал фотографии, вырезанные из газет и журналов. Сегодня же я в основном использую свои фотографии или снимки, сделанные кем-то из моей команды. Героями моих работ становятся обычные неизвестные люди, которых мы встречаем на улице. Мне нравится идея превращения обычных людей в уличные иконы. Моей целью всегда было работать с незнакомыми людьми, чтобы хоть как-то расширить их возможности повлиять на этот мир. Идея состоит в том, чтобы противопоставить этих обычных людей профессиональным моделям из рекламы, с их чрезмерно отретушированной гламурной внешностью. Я хочу привнести немного человечности в городскую среду, наполнить её не красивыми картинками, а реальными людьми», — говорит художник.
Работа в Морро-да-Провиденсия. © Вилс
«Чаще всего героями портретов становятся люди, живущие неподалеку от места создания работы: например, я изображал жителей трущоб Морро-да-Провиденсия (Morro da Providência) в Рио, чьи дома были снесены. Их лица были вырезаны на том, что осталось от их старых домов, так что связь была глубоко эмоциональная».
Философия создания работ
© Вилс
Идея создавать изображение путем вырезания его на поверхности пришла к Вилсу, когда он начал использовать старые рекламные плакаты, которые в Португалии обычно клеят друг на друга, и в результате получаются многослойные «торты» из десятков изображений. Следующим этапом стала работа со стенами, на которых художник уже использовал электроинструменты, чтобы вырезать куски поверхности. Сегодня португалец продолжает пробовать новые техники и инструменты.
© Вилс
«Мои портреты очень символическим способом пытаются вернуть городской среде некоторую долю человечности.»
«Я работаю с понятием жизни в городской среде, в среде, созданной людьми, которая, как мне кажется, становится все менее и менее благоприятной для самих людей. То, что было создано, чтобы объединить нас и облегчить взаимодействие друг с другом в итоге отдалило нас друг от друга и сделало наше общение бесчеловечным. Мои портреты очень символическим способом пытаются вернуть городской среде некоторую долю человечности», — говорит Вилс.
© Вилс
«Моя работа связана с попыткой поставить под сомнение реальность, реальность той городской среды, в которой мы все живем. Я действительно пытаюсь сосредоточиться на акте разрушения, как творческой силе самой по себе. Я считаю, что мы, как вид социальных животных, формируемся под воздействием множества различных влияний. Мы созданы этими социальными и историческими слоями, и получается, что среда, в которой мы живем, – это огромное количество слоев, перекрывающих и дополняющих друг друга. В символическом смысле я считаю, что, удалив некоторые из этих слоев и оставив другие, более глубокие и, следовательно, более старые слои, мы можем раскрыть суть вещей, узнать то, что было забыто или скрыто от наших глаз. Что-то из этого может быть по-настоящему важным, или ценным, или как минимум интересным. Эти потерянные воспоминания — фундамент того, кем мы являемся сегодня».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 1603 просмотра